Белла Газдиева: Необходимо кадровое усиление работы в сфере межэтнического регулирования

Белла Газдиева: Необходимо кадровое усиление работы в сфере межэтнического регулирования

Версия для печати

Современный Казахстан представляет собой мультинациональное государство, где проживают представители более 100 этносов. Модель межэтнического согласия, реализуемая в Казахстане, является ядром стабильности и признана в мировом сообществе. Однако проживание представителей разных этносов в контексте одного территориального пространства не является уникальным только для Казахстана явлением.

На современной карте мира достаточно государств, где живут представители разных этнических групп, религий, рас и где последовательно реализуется межэтническая политика. Есть более «успешные» в этом отношении страны, и менее «успешные».

К примеру, все мы знаем печальный период в истории Соединенных Штатов, когда люди иного цвета кожи были подвержены сегрегации, местами откровенному геноциду. Это сегодня в США все граждане имеют равные права и свободы, доступ к образованию, участвовать в выборах и голосовать, но еще недавно по меркам истории все было иначе и только в середины 60-х гг. XX века вследствие массовых протестов населения все сдвинулось с мертвой точки.

Необходимо сказать, что мультикультурная политика в той или иной форме реализовывалась на протяжении трех последних десятилетий и реализуется до сих пор почти во всех европейских странах. Ярким примером может стать Великобритания. «Британская политика интеграции инокультурных и иноконфессиональных иммигрантов в общество на протяжении длительного времени считалась настолько успешной, что на нее по существу ориентировались и другие страны Евросоюза. В стране был принят целый ряд законов, направленных на недопущение любых форм дискриминации по национальному или расовому признакам. Толерантность была доведена до абсолюта. Однако даже эти целенаправленные меры не смогли предотвратить в августе 2011 года конфликт между мигрантами/представителями этнических групп и полицией. Итог – 1900 человек задержанных, 5 убитых, 186 полицейских ранено.

Все в том же 2011 году бывший Президент Франции Николя Саркози в эфире одного из государственных телеканалов признал, что межкультурная политика во Франции провалилась и не справилась с поставленными задачами по интеграции мигрантов во французское общество.

Казахстану удалось создать уникальную модель межэтнического согласия и единства, где гарантом выступает не только Ассамблея народа Казахстана (консультативно-совещательный орган), но непосредственно Первый Президент страны – Нурсултан Назарбаев. 1марта 1995 года Н.А. Назарбаевым была создана Ассамблея народа Казахстана. Это орган, по сути, не только определяющий государственную политику в сфере межэтнических отношений, но являющийся гарантом этой политики. Насколько серьезно государство подходит к обеспечению прав и свобод этнических групп можно судить потому, что девять членов Парламента Мажилиса РК избираются из числа членов АНК, а, следовательно, из числа представителей этнических групп. В республике повсеместно открыты государственные учреждения «Қоғамдық келесім», так называемые «Дома дружбы», которые являются своеобразной диалоговой площадкой. Государство обеспечивает право на изучение родного языка, на издание печатных изданий на языке этноса, функционирование национальных театров.

До недавних пор считалось, что Казахстан – достаточно стабильная в плане межэтники страна. Но, к сожалению, столкновения на национальной почве последних лет (Караганда 2019, Кордай 2020) ясно дали понять, что не все так оптимистично. Стало очевидно, что существуют проблемы, выливающиеся в конфликты, в которых к несчастью есть жертвы.

Анализ этих конфликтных ситуаций, настроений, царящих в обществе, должен дать толчок к переосмыслению межэтнической политики в стране, демонстрируя готовность государства совершенствовать принципы и пути реализации политики, направленной на сохранение мира и стабильности.

Бесспорно, необходимо усилить государственные органы, занимающие вопросами регулирования отношений между этносами. Не только и не столько институциональное и организационное укрепление, но в большей степени кадровое усиление работы в сфере межэтники.

Необходимо признать, что на сегодняшний день аналитическая работа по изучению и прогнозированию рисков в сфере межэтники недостаточна эффективна, как в центре, так и в регионах. Фокус от проведения мероприятий должен переместиться на аналитику, работу по профилактике и оперативному реагированию на местах в случае возникновения конфликтов. Есть потребность в системной аналитике, изучении ценностных установок и настроений, изучении авто- и гетеростереотипов этносов, населяющих Казахстан. Сегодня назрела очевидная необходимость усиливать работу по межэтническому регулированию в регионах, где не всегда этому вопросу уделяется должное внимание.

Стратегически важно в перспективе выстроить системную работу по мониторингу, анализу и прогнозированию межэтнической ситуации.

Как уже отмечалось выше, в любой мультинациональной, мультикультурной стране есть риск возникновения межэтнических конфликтов. Соответственно, такого рода конфликты не зависят от места государства в рейтинге развитых либо развивающихся стран. Таким образом, учитывая опыт других стран, необходимо разрабатывать и внедрять механизмы и алгоритмы по работе по своевременному выявлению рисков, предупреждению конфликтных ситуаций, выработку конкретных механизмов и эффективных решений этих проблем с участием самого общества.

Как показывает практика, межэтнические столкновения чаще всего возникают там, где есть социально-экономическая напряженность, нерешаемые в течение определённого времени проблемы. Последние события показали, что государственные органы на местах должны выстраивать конструктивный диалог с населением, на практике реализовывать принцип «слышащего государства». Это будет способствовать снижению напряженности и своевременному разрешению проблем.

Активную роль в формировании межэтнического единства должны играть общественные структуры – общественные советы, советы общественного согласия, советы старейшин и другие диалоговые площадки. Важно иметь налаженный диалог между поколениями внутри этнических групп. Советы старейшин, советы матерей должны более активно вести работу с подрастающим поколением и молодежью.

В целом, с учетом быстроменяющейся геополитической картины мира, внешних и внутренних факторов, социальных и экономических процессов, государству необходимо гибко и своевременно реагировать на эти вызовы, в том числе и в сфере межэтнических отношений.

В этой связи создание Концепции государственной политики в сфере межэтнических отношений, в которой будут обозначены новые цели, задачи, приоритетные направления, механизмы реализации и ожидаемые результаты – станет своевременным и необходимым шагом государства к стабильности и процветанию.

Белла Газдиева,

член НЭС АНК

Back to the list