Сейдахан Бахторазов: Депортированные переселенцы в Казахстане обрели свою вторую Родину

Сейдахан Бахторазов: Депортированные переселенцы в Казахстане обрели свою вторую Родину

Версия для печати

Кандидат исторических наук, доцент Таразского государственного университета имени Хайдара Дулати Сейдахан Бахторазов делает экскурс в Казахстан 1930-1950-ых годов и рассказывает о последствиях беспощадной сталинской реформы, которая привела к массовому голоду населения и оттоку целых народов за рубеж в поисках мирной и спокойной жизни.


В 1930-1950-е годы Казахстан был превращен в гигантское поселение «ссыльных», «высланных», «спецпереселенцев», «репатрированных», представлявших различные группы населения СССР репрессированного по социальным, политическим, конфессиональном и этническим мотивам.

В довоенные годы фактически сложилось так называемая «лагерная экономика», основанная на труде ссыльных заключенных, отбывающих наказание в исправительно–трудовых лагерях. Труд заключенных широко использовался и на объектах, строившихся в Казахстане.

В 1930-1931 годы. территория Казахстана была определена в качестве «кулацкой ссылки» для многих десятков тысяч крестьян из других районов страны. По сведениям отдела по спецпереселенцам ГУЛАГа ОГПУ, в республику были выселены 46 тыс. семья или более 180 тыс. человек. Это были крестьяне с Нижней и Средней Волги, из Центрально-черноземной области, Нижегородского края, Московской области, Средней Азии и Закавказья.


Массовый приток представителей многих народов резко изменил национальную структуру Казахстана. Тут нужно упомянуть, что страшным последствием преступной сталинской авантюры – политики насильственного перевода скотоводов, кочевников и полукочевников на оседлость – коллективизации – стал голод. По подсчетам историков, в результате такой политики погибло порядка 1,7 млн. казахов. Свыше 1 млн. человек в спешном порядке покинули пределы Казахстана, в том числе откочевали в Китай, Афганистан, Иран и другие страны. Из них 616 тыс. мигрировало безвозвратно.

К началу войны Советского Союза против фашистской Германии в Казахстане насчитывалось 80 тысяч немцев (в следующие годы их число возросло до 407 931 чел.), больше 130 тысяч поляков, 60 тысяч корейцев, больше 180 тысяч кулаков - трудпереселенцев, 15 тысяч ссыльно-поселенцев, 33 тысяч ссыльных и высланных.

Во время войны было размещено 532, 5 тыс. человек эвакуированных и подвергшиеся депортации 507 тыс. жителей Северного Кавказа, Крыма и Поволжья.


В первые месяцы после начала войны в Джамбульскую область прибыло 2 тыс. (01.09.1941г.) человек, среди которых в основном были русские, украинцы, евреи, белорусы и поляки.

Кроме того, на территории города Джамбула в годы войны находились 5 эвакуированных госпиталей. Через все города и села Казахстана прошло 155 таких эвакогоспиталей. Всего в госпиталях лечилась порядка 185 тыс. раненых и больных защитников Отечества, возвращено в строй от 60 до 70% поступивших на лечение.

Оказывая всестороннюю помощь фронту, трудящиеся области считали заботу о раненых бойцах и командирах своим кровным делом. Южное солнце, фрукты, заботы врачей, медицинских сестер и женщин – общественниц возвращали в строй воинов.


Для раненых фронтовиков никто ничего не жалел. В декабре 1941 года только активистами железнодорожной станции Жамбыл для госпиталей были собраны самая первая необходимая различная мебель, посуда, инструменты, обувь, постельные принадлежности.

Практика насильственного изъятия хлеба затронула практически все категории населения. Так, «у жены фронтовика Исламкуловой, имеющей 3 детей, отобрали котел и 13 кг мяса, засчитав это за 27 кг хлеба». В колхозе «Кайнар» 77-летний колхозник Шамаев, отец трех фронтовиков, продал самовар, медный таз и кашму, чтобы выполнить задание по хлебозакупке. Жена награжденного фронтовика Досметова, мать 4-х детей, продала шелковый платок и серьги чтобы сдать 64 кг хлеба.


В декабре 1941 года в Джамбульскую область прибыла значительное количество поляков, преобладающая часть которых поселилось в колхозах. Советское государство, разумно определив юридическое положение упомянутых поляков, не допускало (дискриминации) последних по сравнению с советскими гражданами. В соответствии с этой установкой правления колхозов обеспечивали снабжением продуктами не только работающих, но и их иждивенцев, а также регулярно выдавали авансы в счет будущих заработков. Все это дало полякам возможность на скромное существование в таком далеком от их родины Казахстане.

В колхозах Джамбулской области, как и в других областях Советского Союза (поляки) оказались достойными доверия и гостеприимства (казахов) и дали образцы добросовестной, а часто и самоотверженной работы, в цифровом выражении колебавшиеся в границах 400-500 и достигающей 700 трудодней в год.


А в целом положение спецпоселенцев, особенно в первые годы, было крайне нелегким. Им всем в большинстве своем случаев приходилось жить в нечеловеческих условиях, питаться как попало, страдать от различных болезней. И как результат – высокий показатель смертности.

Справка отдела спецпоселений МВД СССР на 10 апреля 1945 г. гласила, что «Наибольший процент смертности приходился на спецпоселенцев 1944 года. Из общего количества карачаевцев, балкарцев, чеченцев, ингушей умерло 23,6%, болгар, армян, крымских татар, греков – 19,5%, калмыков – 17,5%, турок, хемшинов, курдов – 14,5 %».

Такие данные содержатся в отчете министра внутренних дел республики А. Пчелкины в июле 1946 года. Здесь нужно обратить внимание и на тот факт, что выселенных из Крыма порядка 10 тыс. армян в Казахстан попали только 575 человек, из них только 1 армянин в Джамбулскую область. Соответственно, можно предположить, что смертность депортированных в регионе была низкой.


Ознакомившись с отчетом Розановой о работе польского детского сада №4 города Джамбула можно сделать выводы, что дошколятам из «Компольдета» жилось намного лучше, чем их местным сверстникам. В отчете указывается: «К зиме вывезли 5 кубов торфа, из гороно получили саксаул. Овощей мы не заготовляли, но по потребности получаем из «Плодовощь». Дети, посещающие наш детский сад, являются представителями исключительно польской и еврейской национальностей. Дети питаются 3 раза в день и получают достаточно продуктов как в качестве, так и в количестве. Дети посещают детские кинокартины, цирк, выставки. Большое внимание уделяется воспитанию в детях любви к своей Родине и Советскому Союзу. Для укрепления дружбы между польскими и русскими детьми (а где казахские дети) участвуем в русских утренниках. Детский сад финансируется непосредственно горфо. Смета на 1945 год составлена и утверждена гороно в сумме 74 650 рублей. Немногим раньше в Джамбуле открылась средняя школа для польских детей. В ней обучаются 500 учеников. Все дисциплины, в том числе история, география, литература преподаются на родном языке. Вводится также изучение русского языка».


В заключении можно констатировать, что представители репрессированных народов хотя и прошли сквозь тернии непростого жизненного опыта, но смогли получить достойное образование, благодаря большой толерантности казахского народа повысить социальный статус, улучшить материальное благополучие и обрести в лице Казахстана свою вторую родину.

Back to the list